Колычев П.М. Актуальность философии как знания о мире в целом
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.2.8
Петр Михайлович Колычев
доктор философских наук, профессор кафедры рекламы и современных коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения
ул. Большая Морская, 67А, 190000 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-7425-0833
Аннотация. В исторической ретроспективе рассмотрена актуальность знания о мире в целом. В знании взят аспект, связанный с его функционированием в качестве духовного инструмента деятельности по жизнеобеспечению. Показано, что необходимость и характер этой деятельности определяют содержание знания о мире в целом. Ретроспектива начинается с магического знания о мире в целом. Оно является духовным инструментом общинной присваивающей деятельности, которая направлена на сохранение целостности мира. Первобытная община считала себя неотделимой частью этого мира, а магическое знание было знанием о мире в целом. В дальнейшем неэксплуатационная производящая деятельность сменяется эксплуатационной производящей деятельностью. Одним из духовных инструментов этой деятельности становится религия, в которой формируется знание о мире в целом. Поскольку производящая деятельность направлена на изменение мира, происходят принципиальные изменения в знании о мире целом. Мир отныне представлен своими раздельными частями. Растущие потребности, переходящие в сверхпотребности, приводят к отделению от религиозного знания о мире в целом философии и науки. Религиозное знание о мире в целом остается знанием для подавляющей части общества, тогда как философия является знанием о мире в целом для небольшой части общества – ученых. Философия развивается теоретико-спекулятивными методами. Различие методов постепенно отдаляет философию от науки, ориентированную на принцип верифицируемости знания. Это приводит к снижению актуальности философии как знания о мире в целом. На смену философии приходит физикалистская картина мира. Современная актуальность философии может быть обоснована, во-первых, крушением гипотезы физикализма и заменой ее на гипотезу холизма; во-вторых, необходимостью смены эксплуататорской производящей деятельности на общинную неэксплуататорскую производящую деятельность, примером которой является социализм. Модель новой философии представляет собой системно-понятийное знание о мире в целом, состоящее из четырех частей: 1 – теория философии, 2 – философия естествознания, 3 – философия социо-антропологии, 4 – философия религии.
Ключевые слова: философия как знание о мире в целом, теория философии, философия естествознания, философия социо-антропологии, философия религии, магическое знание о мире в целом, религиозное знание о мире в целом.
Цитирование. Колычев П. М. Актуальность философии как знания о мире в целом // Logos et Praxis. – 2024. – Т. 23, № 2. – С. 69–74. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.2.8
Актуальность философии как знания о мире в целом by Колычев П.М. is licensed under Creative Commons Attribution 4.0 International