Гравин А.А. К вопросу о философской парадигме «антипаламизма» Никифора Григоры и Варлаама Калабрийского
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.3.3
Артем Андреевич Гравин
кандидат технических наук, старший научный сотрудник отдела русской литературы конца XIX – начала XX века, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН
ул. Поварская, 25а, 121069 г. Москва, Российская Федерация
ассоциированный научный сотрудник Междисциплинарного центра исследований европейской общественной мысли, Социологический институт РАН – филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН
ул. 7-я Красноармейская, 25/14, 190005 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-3357-642
Аннотация. В данной работе рассмотрена проблема концептуального обобщения богословия антипаламитов (оппонентов Григория Паламы в эпоху паламитских споров) Никифора Григоры и Варлаама Калабрийского. При этом рассмотрение базировалось на двух аспектах: богопознание (мистический аспект) и естествознание (научный аспект). Согласно авторскому замыслу, использование парадигмального подхода подразумевает не столько историко-философское обобщение, сколько выявление концептуальной философской модели. В этой перспективе употребление обобщающего термина «антипаламизм» для богословия оппонентов Григория Паламы оказывается возможным без поправки на «упрощение» исторической картины конкретной эпохи. В работе также выявлена присущая философии данных мыслителей гносеологическая схема, утверждающая абсолютную простоту первоначала (Бога), невозможность безусловного богословского умозаключения, а также примат естествознания как косвенного (посредством исследования принципов тварного мира) богопознания над непосредственным (то есть прямым) богопознанием. В этом контексте отмечена связь богословского положения о присутствии в тварном мире божественной воли с социально-экономическими процессами в византийском обществе XIV века. В работе также показано, что выявленная гносеологическая схема может быть обнаружена в философских построениях мыслителей последующих эпох, в частности, в богословии противников имяславия (начало XX в.). Отмечено, что, сродни богословским построениям оппонентов Григория Паламы, суждения противников имяславия обнаруживают и скепсис относительно мистического богопознания, и акцент на субъективных психологических способностях человека. Показано, что, при наличии отдельных подтверждающих факторов, приведенная в работе гипотеза о наличии общей философской парадигмы, присущей, по А.Ф. Лосеву, оппонентам Григория Паламы, кантианцам, противникам имяславия etc. нуждается в детальном и развернутом анализе большего количества историко-философского и историко-культурного материала для представления обоснованной классификационной модели различных направлений христианской мысли.
Ключевые слова: антипаламизм, Никифор Григора, Варлаам Калабрийский, Григорий Палама, имяславие.
Цитирование. Гравин А. А. К вопросу о философской парадигме «антипаламизма» Никифора Григоры и Варлаама Калабрийского // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 3. – С. 28–35. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.3.3
К вопросу о философской парадигме «антипаламизма» Никифора Григоры и Варлаама Калабрийского by Гравин А.А. is licensed under Attribution 4.0 International