Кирякин А.В. Вина и ответственность за преступление в философских взглядах Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.2.6

Александр Викторович Кирякин
кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории и философии, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина,
ул. Интернациональная, 33, 392000 г. Тамбов, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-4391-7428


Аннотация. В статье исследуется спор о природе преступления (вины) и наказания (ответственности) в творчестве великих русских писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Ставится задача определить разницу в подходах писателей к пониманию преступления и наказания. Данная задача решается на основе сравнительного исследования взглядов писателей. И Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой дают оригинальные суждения о том, где зарождается преступление: в душе человека или под влиянием социальной среды. Установлено, что герои Ф.М. Достоевского склонны искать ответ на поставленный вопрос в себе самих, доходя до глубинных основ человеческой души, тогда как у Л.Н. Толстого социальная среда, сами люди, как создатели этой среды, толкают других людей на преступления, за которые потом их наказывают. Определено, что Ф.М. Достоевский дает собственное понимание сущности вины и ответственности. Появление вины видится им следствием грехопадения (отпадения от Бога), и пока человек отделен от Бога, он обречен чувствовать вину за свой свободный выбор. Согласно писателям, сущность наказания состоит в следующем: человек наказывает преступлением сам себя, и тогда преступление выступает наказанием (Ф.М. Достоевский), либо его наказывают другие, сами при этом совершая преступление – нарушая божественную заповедь «не судите да не судимы будете» (Л.Н. Толстой). В конечном итоге преступление всегда следствие изменения души человека, как и раскаяние – все эти действия, как полагал Ф.М. Достоевский, требуют от человека изменения своей духовной природы. Л.Н. Толстой полагал, что ни преступление, ни наказание, ни раскаяние не могут происходить вне социальной среды. Данный вывод находит подтверждение в современной социальной практике. Таким образом, современное общество пошло путем смягчения наказания. Это показало закономерность того, что частично ограниченные права при позитивном влиянии социума эффективнее способствуют исправлению человека.
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, деструктивность, сущность вины, социальная среда, ответственность.

Цитирование. Кирякин А. В. Вина и ответственность за преступление в философских взглядах Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 2. – С. 49–59. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.2.6

Лицензия Creative Commons
Произведение «Вина и ответственность за преступление в философских взглядах Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского», созданное автором по имени Кирякин А.В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (6_Kiryakin.pdf)6_Kiryakin.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1782
133 Скачивания