Иванов А.Г. «Чемпион мира» и «Одиннадцать молчаливых мужчин»: нормативный порядок современного российского кинематографа и ностальгия по советским спортивным победам

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.4.3

Андрей Геннадиевич Иванов
доктор философских наук, доцент, ведущий научный сотрудник философского факультета, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
ул. Астраханская, 83, 410012 г. Саратов, Российская Федерация

заведующий кафедрой философии, Липецкий государственный технический университет
ул. Московская, 30, 398055 г. Липецк, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-1136-251X


Аннотация. В центре внимания в статье находятся выпущенные отечественным кинематографом зимой 2021/2022 года художественные фильмы «Чемпион мира» и «Одиннадцать молчаливых мужчин», относящихся к жанру исторических фильмов о конкретном событии. В ситуации отсутствия универсальной теории и методов анализа исторического кино осуществляется попытка рассмотреть кинокартиныы исходя из предположения трансляции ими мифологемы «СССР – Запад». Учитывается современная политическая конъюнктура, характеризующаяся заинтересованностью российского государства в производстве популярных у зрителя художественных картин исторической и патриотической направленности, а также острой фазой конфронтации между Российской Федерацией и странами Запада. Также принимается во внимание сущность исторических фильмов, претендующих на связь с современным контекстом и выход за рамки обычного восприятия в условиях цифровой медиакоммуникации. На примере развития в художественных фильмах мифологемы «СССР – Запад» показана эволюция мифа «мы – они» и утверждение такого нормативного порядка, в котором советские спортивные победы приобретают эпический масштаб и легендарное измерение, а поступки советских граждан предсказуемы, вписаны в логику рационального, правильного поведения. Действия же представителей западного мира сопряжены с неоднозначными, зачастую карикатурными образами, отсылающими к разнородным социокультурным феноменам. Отмечается, что важным фактором успешности кинокартин является то, к какому поколению относится аудитория, какие формы ностальгии она испытывает: это и реставрирующая ностальгия, позволяющая вспомнить о грандиозных спортивных победах, к которым был причастен весь советский народ, и рефлексирующая ностальгия, акцентирующая внимание на деталях и контекстах. После просмотра фильмов зритель начинает жить как бы в двух реальностях. В одной – кинематографической – победы советских спортсменов и почти фейр-плэй; в другой – объективной – нарушения международного права и кампании по дискредитации российских атлетов как наследников советских победных традиций.
Ключевые слова: историческое кино, мифологема «СССР – Запад», нормативность, ностальгия, советские спортивные победы, образ СССР.

Цитирование. Иванов А. Г. «Чемпион мира» и «Одиннадцать молчаливых мужчин»: нормативный порядок современного российского кинематографа и ностальгия по советским спортивным победам // Logos et Praxis. – 2022. – Т. 21, № 4. – С. 29–36. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.4.3

Лицензия Creative Commons
Произведение ««Чемпион мира» и «Одиннадцать молчаливых мужчин»: нормативный порядок современного российского кинематографа и ностальгия по советским спортивным победам», созданное автором по имени Иванов А.Г., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (3_Ivanov.pmd.pdf)3_Ivanov.pmd.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1734
99 Скачивания