Карчагин Е.В. Смысловые значения понятия энергии в тексте Нового Завета

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.3.2

Евгений Владимирович Карчагин
доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, социологии и психологии, Волгоградский государственный технический университет
ул. Академическая, 1, 400074 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-7398-9292


Аннотация. В статье обсуждаются семантические особенности понятия энергии (dνέργεια) в Новом Завете. Показаны корни и смысловое развертывание понятия энергии в философии Аристотеля и в последующем развитии античной и средневековой философии. Слово «энергия» впервые появляется в сочинениях Аристотеля. Его этимологический смысл связан с «делом» (τ' hργον) и «энтелехией» (dντελέχια), в то время как философский смысл относится к деятельности (энергия в отличие от движения) и действительностью (энергия в отличие от возможности). Религиозные смыслы энергии получили разработку в неоплатонической философии и восточно-христианском богословии. Новый Завет как основной христианский источник содержит важные содержательные аспекты понятия энергии. Корень *dνέργ – встречается тридцать раз, при этом все случаи с именем существительным относятся к текстам, приписываемым апостолу Павлу. Проводится герменевтический анализ всех новозаветных смыслов энергии. Обсуждается влияние паулианской мысли на святоотеческую традицию. Выявленные новозаветные значения энергии не содержат внутреннего противоречия. Хотя им не свойственно понятийное совершенство, все значения напрямую или косвенно связаны со сверхъестественным началом и не используются для обозначения действий сугубо человеческой, естественной природы. При этом главная смысловая закономерность связана с присутствием в тексте Нового Завета аристотелевской пары «dνέργεια – δύναμις». Это объясняется сформировавшимся в послеаристотелевскую эпоху общепринятым «здравым смыслом» и косвенно аристотелевским базовым различением, и тем самым новозаветные смыслы энергии принадлежат к аристотелевской парадигме. В то же время последующая восточная святоотеческая мысль концентрируется исключительно на паре «ošσία – dνέργεια» и может быть отнесена к неоплатонической философской парадигме.
Ключевые слова: энергия, Новый Завет, апостол Павел, паулианская традиция, христианское богословие, средневековая философия.
Цитирование. Карчагин Е. В. Смысловые значения понятия энергии в тексте Нового Завета // Logos et Praxis. – 2022. – Т. 21, № 3. – С. 17–24. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.3.2

Лицензия Creative Commons
Произведение «Смысловые значения понятия энергии в тексте Нового Завета», созданное автором по имени Карчагин Е.В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (2_Karchagin.pdf)2_Karchagin.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1692
138 Скачивания