Шадрина Л.Н., Рослякова Ж.В. Безосновность как конститутивная проблема «большой науки»
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2021.3.7
Лариса Николаевна Шадрина
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и права, Волгоградский государственный аграрный университет
просп. Университетский, 26, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-3158-462X
Жанна Владимировна Рослякова
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и права, Волгоградский государственный аграрный университет
просп. Университетский, 26, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-3324-1540
Аннотация. В статье рассматривается проблема безосновности современного научного познания. Данная проблема исследуется в широком историко-философском контексте: начиная от трансценденталистской философии И. Канта, устанавливающей фиксированную границу между познаваемым объектом и познающим субъектом, далее – через абсолютный идеализм Г. Гегеля, диалектически снимающий грань между конечными формами человеческого мышления и бесконечным бытием абсолютного духа, и до феноменологии Э. Гуссерля, ищущей прочную опору рационального знания в априорных структурах человеческого сознания. Внимание уделяется также и другим философским попыткам решить проблему основания знания. Автор обращается к онтологическим гносеологиям, развиваемым М. Хайдеггером и С.Л. Франком. Подчеркивается, что разработанный последним принцип трансрационального единства противоположностей позволяет ему преодолеть застарелый гносеологический дуализм интуитивно-иррационального и рационального начал и не умалить при этом значения частнонаучного знания. Высказывается мнение, что сочетание холистского и персоналистского методологических подходов открывает теоретическую возможность не растворить свободную и творческую человеческую личность во всецелом бытии. Поднимая вопрос о соотношении научного знания и религиозно-метафизического опыта, единственно способного придать науке твердую основу, автор обращается к проекту «сакральной» науки Р. Генона, в котором наука находит свою основу в метафизической доктрине, содержащей абсолютные интуитивно постигаемые принципы. Концепция «духовной науки» Генона сравнивается с концепцией «живого опыта» познания, развиваемой в пространстве русской религиозно-метафизической парадигмы. Существенное различие той и другой концепции усматривается в трактовке интеллектуальной интуиции. В качестве свидетельства глубокого кризиса современной научной парадигмы, утратившей свою религиозно-метафизическую основу, авторы обращаются к метанаучному дискурсу современных западных ученых, который представляет собой своеобразный гибрид из науки и теологии. Делается вывод, что спасти научный разум от безосновности может не что иное, как вера в необоснуемую разумом богооткровенную Истину.
Ключевые слова: наука, трансцендентная основа, смысл, духовность, религиозно-метафизический принцип, Истина.
Цитирование. Шадрина Л. Н., Рослякова Ж. В. Безосновность как конститутивная проблема «большой науки» // Logos et Praxis. – 2021. – Т. 20, № 3. – С. 60–71. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2021.3.7
Произведение «Безосновность как конститутивная проблема «большой науки»», созданное авторами Шадрина Л.Н., Рослякова Ж.В. , публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.