Гижа А.В. Демистификация идеи трансцендентного бога, или возможно ли объединение религии и науки?
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2020.2.2
Андрей Владимирович Гижа
кандидат философских наук, доцент кафедры философии, Донецкий национальный технический университет
ул. Артема, 58, 283001 г. Донецк, 19
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-7823-0602
Аннотация. Рассматривается исторически определенное отношение двух существенных форм общественного сознания, науки и религии. Условием продуктивности его раскрытия является выход за пределы простого и нерефлексивного предпочтения состояния верования либо научного знания. Это дает возможность формирования истинностной познавательной дискурсивно-понятийной практики. Она предполагает, во-первых, выработку философского, то есть деидеологизированного подхода к компаративистски-аналитическому рассмотрению бытийности науки и религии как феноменов общественной жизни, во-вторых, выявление действительного, социально-культурно установленного сущностного основания того или иного вúдения указанного отношения, и, в-третьих, достигает определенности в желаемой трансформации общественно установившихся типов и способов понимания. Предварительно наука и религия должны быть определены в их принципиальном самостоянии. В историко-культурном контексте религия составляет основу и условие возникновения архаически родовой формы социального. Наука же, начиная с эпохи греческой натурфилософии, утверждает такую познавательную диалектику понятий, где нет места внешнему принуждению, но образуется сфера свободы мыслящего индивида. В обоих случаях происходит выход на предельные констатации чувственно-материального или понятийно-идеального планов. Дальнейшее их существование требует известного разграничения сфер сущностного присутствия науки и религии. При этом необходимо сохранить религиозное ощущение космически-родовой значимости человека с удержанием человечности как его имманентного качества, – но без ветхозаветных космологически ориентированных преданий. Естественнонаучное же познание закрепляет монополию на истинностное знание природы, общества, истории и мышления, без, соответственно, позитивистских ограничений собственных предпосылок. Следствием проводимых дифференциаций станет процедура деархаизации теологической мысли, ее установление в ракурсе преимущественной морально-этической и предметно-рационалистической направленности.
Ключевые слова: религия, наука, деконструкция, архетип, бессознательное, рационализм, критичность, Бог.
Произведение «Демистификация идеи трансцендентного бога, или возможно ли объединение религии и науки?», созданное автором по имени Гижа А.В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.