Марков А.В., Штайн О.А. Театральные модели Дж. Агамбена: применимы ли они в теории автокоммуникации?

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.4.2

Александр Викторович Марков
доктор филологических наук, профессор кафедры кино и современного искусства, Российский государственный гуманитарный университет
Миусская площадь, 6, 125047 г. Москва, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-6874-1073

Оксана Александровна Штайн
кандидат философских наук, доцент кафедры истории философии, философской антропологии, эстетики и теории культуры, Уральский федеральный университет
просп. Ленина, 51, 620083 г. Екатеринбург, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0009-0004-1701-3147


Аннотация. Теория автокоммуникации в постмодернизме приобретает аксиологический, гносеологический и этический характер. Мы выявляем это на примере мысли Джорджо Агамбена о социальной идентичности внутри исторически обусловленного театрального поведения. Театральной атрибутике и теории автокоммуникации присущи три понятия: маска, кукла и пантомима. Автокоммуникация в классическом проявлении связана с осознанием и сокрытием стыда перед лицом осознанного, откровенного. Автокоммуникация – всегда откровение, в которое втягиваются только близкие люди. У Агамбена автокоммуникация как феномен театральных подмостков также несет в себе воспитательный момент, и она демонстративно показательна. Актер как актор уподобляется исполнению и своей маске. Автокоммуникация на сцене и со сцены делает игру актера завершенным действием. В постмодернизме автокоммуникация – это громогласное показательное выступление, пропетый или произнесенный монолог, не внутренняя немая речь, а новая социальная форма публичной речи. Автокоммуникация обретает вокализацию, голос актера звучит на сцене. Джорджио Агамбен создал несколько моделей автокоммуникации. Первая связана с биополитикой и сценой политических действий. Тело жертвы или агрессора, свидетеля или охранника включены в политическую пантомиму. Вторая автокоммуникация – актерская, с наделением выразительностью элементов прежде незаметных, как спина актера. Но при критике моделей Агамбена выявляется и третья модель автокоммуникации, связанная с миром детства. Кукла оказывается поломкой желания, позволяя ребенку впервые приветствовать свою телесность и принять язык пантомимы в качестве основного язык взрослых. Кукольный домик, кукла и маска являются работающими гносеологическими моделями, поскольку позволяют обернуть автокоммуникацию в зеркальное отражение выводов: то, что Другие говорят тебе, переходит не только во внутренний монолог, но и в диалог с куклами или проигрывание социальных масок в построенном тобой кукольном домике как модели взрослой жизни.
Ключевые слова: кукла, маска, мимесис, Агамбен, эпистемология гуманитарных наук, творческое познание, театральность, речевая игра.

Цитирование. Марков А. В., Штайн О. А. Театральные модели Дж. Агамбена: применимы ли они в теории автокоммуникации? // Logos et Praxis. – 2024. – Т. 23, № 4. – С. 12–23. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.4.2

Театральные модели Дж. Агамбена: применимы ли они в теории автокоммуникации? by Марков А.В., Штайн О.А. is licensed under Creative Commons Attribution 4.0 International 

Вложения:
Скачать этот файл (2_Markov, Shtayn.pdf)2_Markov, Shtayn.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1977
12 Скачивания