Иванов А.В., Данилов С.А. Этнокультурные основания социального доверия в современном Китае
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.4.1
Андрей Валерьевич Иванов
кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и социальной философии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
ул. Астраханская, 83, 410012 г. Саратов, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-8840-7937
Сергей Александрович Данилов
кандидат философских наук, заведующий кафедрой теоретической и социальной философии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
ул. Астраханская, 83, 410012 г. Саратов, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-9191-4059
Аннотация. В статье исследуется проблема формирования доверия в культуре современного китайского общества. Доверие рассматривается как один из важнейших механизмов согласования интересов и ценностей, содействия внутренней гармонизации общества на основе уважения прав личности, плюрализма, ненасилия и равенства возможностей. Авторы отмечают трудности и противоречия современных концепций и теорий, анализируют ценностно-символическое измерение доверия с позиций социокультурного подхода, исследуют внутренние механизмы генерализации доверия на микро- и макроуровнях социальной реальности. Рассматривается соотношение различных измерений социального доверия (институционального и генерализованного), обсуждаются западные и восточные культуры доверия и особенности их функционирования. На основе данных Всемирного исследования ценностей (WVS) в статье исследуется структура социального доверия в Китайской Народной Республике. Основой китайской системы доверия выступает конфуцианский принцип гармонии, предполагающий органическое встраивание человека в систему социальных отношений с присущим ей принципом иерархичности и приматом морального начала над формально-правовыми установлениями. На формирование китайской культуры доверия влияние оказала особая сетевая организация пространства социального взаимодействия, состоящая из клановых, семейных, корпоративных отношений, формируемых вокруг личности. Ближайшую к личности область доверия образуют социальные отношения (renlun), предписываемые традиционным конфуцианским этосом. Второй сферой области доверия являются дружеские и эмоционально окрашенные отношения (renqing). Третью область доверия образуют общечеловеческие отношения (renyuan). Сети личного доверия поддерживают другие формы социальной коммуникации, институциональные и формально-правовые отношения. Исследование обнаруживает относительно сильную связь между традиционными формами социальной интеграции и современными институтами. Высокий уровень генерализированного доверия, сформированный в недрах конфуцианской культуры, обеспечивает эффективные формы социальной солидаризации в условиях кризиса и позволяет преодолевать ригидность авторитарных политических институтов современного китайского общества перед лицом новых вызовов модернизации.
Ключевые слова: доверие, ценности, социальный порядок, институциональный порядок, политический режим, политическая культура, Китай, конфуцианство.
Цитирование. Иванов А. В., Данилов С. А. Этнокультурные основания социального доверия в современном Китае // Logos et Praxis. – 2024. – Т. 23, № 4. – С. 5–11. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.4.1
Этнокультурные основания социального доверия в современном Китае by Иванов А.В., Данилов С.А. is licensed under Creative Commons Attribution 4.0 International