Димитрова С.В., Сергодеева Е.А. Человеческая природа: данность и перспективы развития

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.3.13

Светлана Васильевна Димитрова
доктор философских наук, профессор кафедры философии и теории права, Волгоградский государственный университет
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-4962-0692

Елена Александровна Сергодеева
доктор философских наук, профессор кафедры философии и этнологии, Северо-Кавказский федеральный университет
ул. Пушкина, 1, корп. 20, 355009 г. Ставрополь, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-2076-1988


Аннотация. Появление биотехнологий, направленных не только на оздоровление людей, но и на улучшение / преобразование естественных характеристик индивида, сделали актуальной проблему определения понятия природы человека. Обсуждение условий необходимости и границ преобразования человеческой природы перестает быть предметом только междисциплинарных научных исследований. Увеличение степенивлияния на природу человека, изменение / расширение границ жизни и смерти приводят к необходимости обращения как к философским, так и теологическим подходам. Православная традиция утверждает, что Бог наделил человека совершенной природой, вернуться к которой можно, ведя праведную жизнь. Между тем философский антропоцентризм, основанный на активистской позиции человека, стремится обосновать возможность сформировать техническими средствами «богочеловека», киберчеловека. Значимость сравнения теологических и научных подходов заключается в том, что высокий уровень развития технологий не опровергает идею Бога, а, напротив, актуализирует необходимость обращения к теологическим воззрениям о предназначении человека. Последовательное воплощение идеалов преобразования / конструирования природы человека, приводит к этическим дилеммам, разрешение которых возможно при изменении логики действий, в процессе преодоления активистской позиции. Активность должна основываться на трансцендентных ценностях, чтобы исключить возникновение ситуаций, при которых совершенные средства «диктуют» цели и формируют идеалы развития. Аргументация положения о том, что успешное технологическое развитие выступило основанием для провозглашения первичности нравственных ценностей, представлено через анализ бинарного статуса человека – «человек как творец и как артефакт». В статье обосновывается эвристичность рассмотрения степени воздействия на природу человека в качестве условия развития гуманизма: от знания естественных законов к использованию природных сил как средств для достижения целей и к продуцированию / конструированию «необходимого тела» индивида. Рассмотрение становления и развития идеалов гуманизма позволяет сделать вывод о том, что при технологичном развитии сначала создается реальность, а затем конструируется соответствующая ей система ценностей.
Ключевые слова: природа человека, биотехнологии, «человек-артефакт», гуманизм, трансгуманизм, теология.

Цитирование. Димитрова С. В., Сергодеева Е. А. Человеческая природа: данность и перспективы развития // Logos et Praxis. – 2024. – Т. 23, № 3. – С. 97–104. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.3.13

Человеческая природа: данность и перспективы развития by Димитрова С.В., Сергодеева Е.А. is licensed under Creative Commons Attribution 4.0 International

Вложения:
Скачать этот файл (10_Dimitrova_Sergodeeva.pdf)10_Dimitrova_Sergodeeva.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1972
23 Скачивания