Яковлева Е.Л. Город и художник: влияние небоскребов на уорхоловские стиль жизни и творчество

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.3.3

Елена Людвиговна Яковлева
доктор философских наук, кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой философии и социально-политических дисциплин, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова
ул. Московская, 42, 420110 г. Казань, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-4940-604X


Аннотация. Объектом исследования избран Нью-Йорк и влияние его архитектурных форм на жизнеустройство и творчество Энди Уорхола. Биографический и аналитический методы, семиотический и сравнительный анализ помогли выявить созвучность нью-йоркского городского ландшафта уорхоловской натуре. Отличительной особенностью Нью-Йорка были небоскребы, восприятие которых повлияло не только на видение художником города, но и его алгоритмы действий и проявлений. Городские небоскребы символизировали власть, инновации, величие, экономический рост, трудолюбие, стремление к успеху и одновременно хрупкость бытия, непостоянство ценностей, симулятивность современной жизни. Неоднозначность символизма небоскребов и (неосознанное) ощущение и понимание данного факта высветились в жизни и творчестве Энди Уорхола. Собственное восхищение городским ландшафтом художник передал в снятом им андеграундном кинофильме и позиционируемом имидже. Первоначально Уорхол реализовывал стратегии захвата нью-йоркского пространства, достигнув известности, успеха и материального благополучия, что способствовало его возвышению в мире искусства. Но одновременно к Энди пришло понимание непостоянства и ничтойности бытия, что подчеркивал и утрировал гигантизм небоскребов. В своем творчестве художник демонстрировал бытие, оборачивающееся Ничто. Практики ничтожения выступали в качестве характерных алгоритмов его проявлений. Нью-Йорк с его небоскребами заставил художника ощутить одиночество в толпе, которое одновременно было неприятно и необходимо Энди. Спасение от одиночества художник искал в вуайеризме, но он не заполнил пустоты в его жизни. Реконструкция вуалируемых взаимоотношений Нью-Йорка и Уорхола позволяет проводить дальнейшие исследования не только в отношении короля поп-арта, но и применить подобную конструкцию анализа к другим выдающимся деятелям культуры и искусства.
Ключевые слова: Энди Уорхол, место гения, Нью-Йорк, небоскреб, шелкография, практики ничтожения, одиночество в толпе.

Цитирование. Яковлева Е. Л. Город и художник: влияние небоскребов на уорхоловские стиль жизни и творчество // Logos et Praxis. – 2024. – Т. 23, № 3. – С. 26–38. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.3.3

Город и художник: влияние небоскребов на уорхоловские стиль жизни и творчество by Яковлева Е.Л. is licensed under Creative Commons Attribution 4.0 International