Гилл Е.В., Крапчунов Д.Е. Традиционализм и онтологическая недостаточность человека
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.2.5
Елена Владимировна Гилл
кандидат философских наук, доцент кафедры теологии, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, 173014 г. Великий Новгород, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-5890-4326
Даниил Евгеньевич Крапчунов
кандидат философских наук, и.о. директора Гуманитарного института, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
ул. Большая Санкт-Петербургская, 41, 173014 г. Великий Новгород, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-7804-9945
Аннотация. Статья посвящена феномену традиционализма в контексте онтологической недостаточности человека. Концепция онтологической недостаточности представляет человека как онтологически раскрытую структуру. Авторы описывают три способа размыкания человека: онтологический (духовный, осуществляемый духовными практиками традиционных религий), онтический (социальный) и виртуальный. В культуре существуют разные способы репрезентации недостаточности, которая может преодолеваться или корректироваться. В глобальной реальности кризис идентичности и усиление чувства нехватки связаны с изменением структур личности и идентичности в динамичной социальной реальности, где всё большую роль играет виртуальный способ размыкания человека к миру и множатся виды онтического бытия. Ответом на усиление нехватки становятся два постсекулярных вектора виртуализации: прямой уход в виртуальность и традиционализм, импульсом которого является возвращение к социальному в такой его утерянной форме, которая бы обещала укорененность, а именно в традицию; возврат к религии в неразрывной связи с ее национальным носителем. В свете концепции онтологической недостаточности и на основе полевых исследований явлений традиционализма в России и других странах авторы эксплицируют традиционализм как виртуализацию реальности и манипулятивную подмену онтологического онтическим. Особенность традиционализма как мировоззрения и идеологии состоит в том, что он представляет саму традицию в качестве ценности, тогда как она есть механизм сохранения и передачи ценностей. Показано, что традиционализм представляет собой наиболее радикальную культурную форму возврата структур исторического прошлого, которое представляется духовно необходимым. Однако эти структуры являются отжившими, не конструктивными, и обращение к ним вместо преодоления недостаточности превращает человека в самодостаточную структуру, то есть противоречит принципиальной онтологической открытости человека.
Ключевые слова: онтологическая недостаточность, традиция, традиционализм, духовная практика, религия.
Цитирование. Гилл Е. В., Крапчунов Д. Е. Традиционализм и онтологическая недостаточность человека // Logos et Praxis. – 2024. – Т. 23, № 2. – С. 41–49. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.2.5
Традиционализм и онтологическая недостаточность человека by Гилл Е.В., Крапчунов Д.Е. is licensed under Creative Commons Attribution 4.0 International