Матвейчев О.А. Код Достоевского. Герменевтика телесности Акима Волынского
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.1.1
Олег Анатольевич Матвейчев
кандидат философских наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
просп. Ленинградский, 49/2, 125167 г. Москва, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-4568-2650
Аннотация. В статье исследуется история происхождения и концептуальные особенности разработанного известным философом, литературным критиком и искусствоведом конца XIX – начала XX в. Акимом Львовичем Волынским новаторского для своего времени метода интерпретации художественных произведений, основанного на герменевтике телесности – дешифровки языка пластики, поз, движений и т. д. Впервые примененный для анализа символического языка Леонардо да Винчи, явленного в его пластических образах, этот метод активно использовался Волынским для толкования образов персонажей Достоевского и выявления скрытых интенций автора. Тщательно изучая подробнейшим образом выписанные великим писателем портреты его героев, Волынский рассматривает их как символический шифр, ключ к их характерам, духовной жизни и знаки будущих перипетий в их судьбах; он предлагает вникать во все мельчайшие детали пластического изображения героев, сопоставлять между собою отдельные, разрозненные штрихи, чтобы выявить скрытые интенции автора. Анализируется связанная с герменевтикой телесности Волынского концепция бессознательного, альтернативная фрейдистской. Если психоанализ изучает по внешним симптомам вытесненные в бессознательное влечения примитивного характера, то Волынский, дешифруя анатомические особенности, жесты, позы, повадки, элементы одежды персонажей Достоевского, диагностирует господствующие над ними болезни высшего сознания (интеллекта, духа). Показан новаторский характер метода Волынского, позволяющий проникнуть в художественную ткань романов Достоевского, описать, с одной стороны, психологические особенности и личностные черты его героев, а с другой – их убеждения, ценности и жизненные стремления. Анализ истоков метода Волынского позволил выдвинуть гипотезу о генетической связи его концепции с философией Спинозы, соединяющей феномен мышления с реальной деятельностью мыслящего тела. Автор полагает, что предложенное Спинозой решение проблемы дуализма материальной и духовной субстанций сыграло важную роль в становлении герменевтики телесности Волынского. Согласно Спинозе, протяжение и мышление являются модусами одной субстанции и между ними существует взаимнооднозначное соответствие. Применяя этот подход к концепции художественной критики, Волынский рассматривал материю, телесность как ключ к духу, а дух – как ключ к материи. Свое развитие герменевтика телесности Волынского получила в его философии танца.
Ключевые слова: история философии, русская философия, Серебряный век, телесность, герменевтика, Аким Волынский, Достоевский.
Цитирование. Матвейчев О. А. Код Достоевского. Герменевтика телесности Акима Волынского // Logos et Praxis. – 2024. – Т. 23, № 1. – С. 5–13. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2024.1.1
Код Достоевского. Герменевтика телесности Акима Волынского by Матвейчев О.А. is licensed under Attribution 4.0 International