Волкова А.А. Генезис концепции спасения в религиозно-философском наследии Кирилла Туровского: византийское влияние и оригинальность идей
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.4.7
Анастасия Алексеевна Волкова
кандидат философских наук, PhD, научный сотрудник кафедры истории философии, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы
ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 г. Москва, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-3283-4603
Аннотация. Статья посвящена исследованию развития сотериологической концепции в религиозно-философском творчестве Кирилла Туровского. Проанализирована преемственность идей туровского автора с византийской святоотеческой мыслью, а также выявлено своеобразие взглядов древнерусского богослова. Кирилл Туровский, заимствуя ряд византийских сотериологических идей, воспринимает их как уже решенные проблемы, имеющие четкие ответы и не призванные продолжать богословские рассуждения. В своем творчестве древнерусский автор решает задачи, поставленные в соответствии с реалиями своего времени и окружающей действительности. Так, основной целью туровского епископа после принятия сана становится привлечение русских народных масс к принятию крещения и новой веры. В верном служении простым людям видит Кирилл Туровский суть духовной деятельности христианских священников и монахов. В связи с этим, идея индивидуального, личностного спасения, представленная в раннем «монашеском» творчестве, трансформируется в концепцию универсального спасения, в первую очередь сопряженного с доминантой Божьей благодати, дарованной всему человечеству. Совершенство вочеловечивания Сына Божия для Кирилла Туровского равно совершенству обожения всего человечества. Преподобный Кирилл не предъявляет к своей пастве жестких требований относительно морально-нравственного бытия, осознавая слабость человеческого естества. В основе его сотериологической концепции лежит оптимистическое представление о божественном всепрощении и любви, поэтому основными принципами христианской добродетели, ведущей человека к спасению, в соответствии с взглядами древнерусского богослова, выступают крещение и раскаяние как возможности обновления и начала новой земной жизни. Крещение, по мнению Кирилла, возрождает человека, покаяние перерождает в нем зло в добро, даря возможность вечного бытия.
Ключевые слова: восточная патристика, философия Древней Руси, Кирилл Туровский, сотериология, спасение.
Цитирование. Волкова А. А. Генезис концепции спасения в религиозно-философском наследии Кирилла Туровского: византийское влияние и оригинальность идей // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 4. – С. 67–78. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.4.7
Генезис концепции спасения в религиозно-философском наследии Кирилла Туровского: византийское влияние и оригинальность идей by Волкова А.А. is licensed under Attribution 4.0 International