Селезнев И.С. Собственность себя и чуждость мира: онтология института собственности Нового времени

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.3.11

Илья Сергеевич Селезнев
старший преподаватель кафедры философии, биоэтики и права, Волгоградский государственный медицинский университет
пл. Павших Борцов, 1, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация

старший преподаватель кафедры философии и теории права, Волгоградский государственный университет
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-1642-365X


Аннотация. Работа посвящена выявлению онтологических оснований западного института собственности Нового времени. Существенная роль в проекте Нового времени по обоснованию естественных, а нерелигиозных истоков собственности отводится философии, способной обеспечить рациональную легитимацию института. В связи с этим для экспликации онтологии собственности Нового времени исследование обращается преимущественно к двум авторам, в текстах которых разворачивается подобный дискурс, – это Джон Локк и Карл Маркс. В политической философии Джона Локка впервые в истории западной культуры собственность на вещи выводится из труда, а собственность самого труда объясняется безусловной собственностью самого себя. Ставится вопрос о том, что означает эта «собственность себя», предполагающая одновременно раздвоение на себя-собственника и себя-собственность и тождество с самим собой. На какую онтологию опирается это специфическое положение Нового времени о естественной принадлежности человека самому себе и каким образом человек фактически осуществляет эту принадлежность? Ответы на эти вопросы даются через анализ раннего творчества К. Маркса, в котором представляется возможность эксплицировать онтологию собственности себя: последняя тематизируется в различении индивидуального существования и родовой сущности человека. Маркс продолжает локковское раздвоение человека на себя и себя и исходит из того, что человек как индивид принадлежит человеку как родовой сущности (потому только становится возможным утверждение Маркса о том, что в процессе отчужденного труда человек отчуждается от самого себя). Делается вывод о том, что онтология собственности себя коренится в онтологии субъекта Нового времени вообще. Так как безусловной собственностью в Новое время признается лишь собственность себя, все вещи мира предстают в этой онтологии исходно чуждыми и еще только требующими присвоения, чтобы стать своими.
Ключевые слова: собственность, присвоение, вещь, онтология, Новое время, Локк, Маркс.

Цитирование. Селезнев И. С. Собственность себя и чуждость мира: онтология института собственности Нового времени // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 3. – С. 97–107. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.3.11

Собственность себя и чуждость мира: онтология института собственности Нового времени by Селезнев И.С. is licensed under Attribution 4.0 International

Вложения:
Скачать этот файл (2_Seleznev.pdf)2_Seleznev.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1880
95 Скачивания