Неретина С.С. Почему Петр Абеляр был признан еретиком?
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.3.2
Светлана Сергеевна Неретина
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт философии РАН
ул. Гончарная, 12, стр. 1, 109240 г. Москва, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-2063-062X
Аннотация. В статье речь идет о возникновении, опознании и о(б)суждении философской ереси в христианском средневековье (конец XI – XII в.), связанной с именами Иоанна Росцелина и Петра Абеляра. Анализируются понятия ереси, религии, права, их не только философско-исторические основания, но и этимологические. Исходя из изначального значения термина «ересь» как «школы мысли» и «выбора», автор усматривает сходство этих значений с термином «религия», который Августин понимал как «перевыбор». «Право, ius» и «закон, lex», теснейшим образом связанные с божественным миропорядком (соответственно с религией и ее рационально-мистическим основанием, то есть и со «школами мысли») создают вместе с ними некий фундаментальный комплекс для человеческого общежития. Однако правовой каркас этого общежития создает возможности для взаимопонимания и взаимосвязи всех этих понятий, их внутренних интенций и внешних выражений. Поскольку христианство понималось как свобода слова, равнозначная естественному божественному, а значит неизменному праву, определяемому через естественно присущий всем разум, вступающий в противоречие с позитивным человеческим изменчивым правом, то именно в христианстве и возникает то, что считалось ересью как отклонением от доктринального установления. Потому неслучайно, что учения о единстве Троицы, то есть единстве множества, обоих философов – Иоанна Росцелина и Петра Абеляра – обсуждались на церковных соборах как еретические, ибо в них усматривалась попытка установления или степеней в Троице, или инкарнации всех божественных ипостасей вследствие их абсолютной тождественности. К тому же Абеляр предпринял усилия по примирению с языческой философией Платона, усмотрев в Мировой душе сходство со Святым Духом, объяснив подобное схоластической двойственностью выражения. Желание увидеть мир развивающимся по одному сценарию приводило к подстраиванию разных понятий друг к другу.
Ключевые слова: ересь, право, закон, философия, душа, христианство, воплощение.
Цитирование. Неретина С. С. Почему Петр Абеляр был признан еретиком? // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 3. – С. 16–27. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.3.2
Почему Петр Абеляр был признан еретиком? by Неретина С.С. is licensed under Attribution 4.0 International