Суслов И.В. Антисоветская этика и эстетика фильма М. Захарова «Убить дракона» в дискуссиях на цифровых площадках

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.1.5

Иван Владимирович Суслов
кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, Саратовская государственная юридическая академия
ул. Вольская, 1, 410056 г. Саратов, Российская Федерация
старший научный сотрудник учебно-научной лаборатории «Цифровые исследования философии риска», Саратовский национальный исследовательский государственный университет
ул. Астраханская, 83, 410012 г. Саратов, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-0991-6368


Аннотация. Исследование темпоральной трансформации отношения к этическим и эстетическим ценностям эпохи Перестройки в постсоветской России предлагается через анализ современной зрительской рецепции ее кинопродуктов. Художественные фильмы определяются как источник информации о доминирующих смыслах той эпохи, когда они были созданы. Основное внимание в настоящей статье будет уделено этическому и эстетическому компонентам фильма «Убить Дракона» (режиссер М. Захаров), вышедшего на советские экраны в 1988 г., а также его прочтению россиянами в XXI веке. Данное исследование вносит вклад в понимание характера современного восприятия этических и эстетических идей, важных в период Перестройки и зашифрованных в кинопритче М. Захарова. Исследование факторов критического (и недостаточ ного) внимания к кинофильму обосновывается актуальностью периода Перестройки для осмысления процессов XXI века. В результате анализа современной рецепции фильма Марка Захарова в медиапространстве (в частности в форме отзывов на сайте «Кинопоиск», отзывике Яндекса и других) были выделены три стратегии зрительского комментирования: философская, кинокритическая и политологическая. Проведенный анализ современной рецепции фильма Марка Захарова позволяет сделать вывод не только о его востребованности в XXI в., но и определить факторы, затрудняющие его позитивное восприятие. Молодых зрителей фильм отвращает своей эстетикой, а опытных – конъюнктурностью. Вольное осмысление пьесы Евгения Шварца, отход режиссера от духа и буквы первоисточника в наше время стали критиковаться гораздо острее. Зрителей расстраивает в фильме Марка Захарова открытый финал и отсутствие прогноза дальнейшего (после победы над диктатурой Дракона) развития истории.
Ключевые слова: медиапространство, образ СССР, Перестройка, фильм, М. Захаров, визуальная антропология.

Цитирование. Суслов И. В. Антисоветская этика и эстетика фильма М. Захарова «Убить дракона» в дискуссиях на цифровых площадках // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 1. – С. 35–43. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.1.5

Лицензия Creative Commons
Произведение «Антисоветская этика и эстетика фильма М. Захарова «Убить дракона» в дискуссиях на цифровых площадках», созданное автором по имени Суслов И.В. , публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (5_Suslov.pdf)5_Suslov.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1756
82 Скачивания