Яворский Д.Р., Аврамов В.В. Репрезентация христианской теологической нормы в кинематографе
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.1.3
Дмитрий Ромуальдович Яворский
доктор философских наук, профессор кафедры философии и теории права, Волгоградский государственный университет
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-9198-4847
Владимир Владимирович Аврамов
кандидат богословия, доцент кафедры философии и теории права, Волгоградский государственный университет
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-7889-3476
Аннотация. В статье рассматриваются способы репрезентации нормативных положений христианского богословия в современном кинематографе. Показано, что использование кинематографического языка для символического отображения церковной догматики не противоречит христианской традиции, вся история которой наполнена поисками символических средств выражения евангельской керигмы и церковной догмы. Увидеть это мешает исторически сложившееся господство философских средств репрезентации церковных догм. Однако трудно не заметить, что изобразительное и перформативное искусство (разумеется, в архаическом и средневековом его понимании) всегда играло заметную роль в религиозной жизни христиан. Появление кинематографа дало христианским мыслителям и художникам дополнительные средства для интерпретации теологической нормы. Следует заметить при этом, что влияние христианских смыслов на европейскую культуру настолько велико, что авторы ряда кинематографических шедевров вовсе не обязательно транслируют эти смыслы намеренно. Обзор зарубежного и отечественного кинематографа выявляет основные темы христианского учения, к которым чаще всего обращаются кинематографисты: провиденциология, сотериология, христология и триадология. При этом жанровый диапазон христианского и криптохристианского кинематографа достаточно широк: от реалистических драм до картин в стиле фэнтези. Сценаристы и режиссеры проявляют незаурядную изобретательность в визуализации сверхчувственного: божественного провидения, соприсутствия божественной и человеческой природ в Личности Спасителя, Лиц Божественной Троицы. Хотя, надо признать, что не всегда их художественные интерпретации остаются в рамках догматической нормы. Важно отметить, что секреты успеха многих кинематографических приемов содержатся в практике церковного искусства, в частности в канонической православной иконографии.
Ключевые слова: кино, теология, догматика, символ, христианский кинематограф, нормативность, керигма.
Цитирование. Яворский Д. Р., Аврамов В. В. Репрезентация христианской теологической нормы в кинематографе // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 1. – С. 18–25. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.1.3
Произведение «Репрезентация христианской теологической нормы в кинематографе»? созданное авторами Яворский Д.Р., Аврамов В.В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.