Селезнев И.С. Энергия и проблема «собственного бытия» человека

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.3.7

Илья Сергеевич Селезнев
старший преподаватель кафедры философии, биоэтики и права, Волгоградский государственный медицинский университет
пл. Павших Борцов, 1, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-1642-365X


Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения понятия «энергия» и концепта «собственное бытие» для антропологических изысканий. Определив значение «энергии» в онтологии Аристотеля как осуществление «первой сущности», автор показывает как в учении св. Григория Паламы о божественных энергиях это понятие получило свое антропологическое измерение, став обозначением действия лица. Как осуществление «первой сущности» (›πόστασις), энергия движения тесно связана с другим понятием Аристотеля: «собственного» (εξιζ) вещи. «Собственное» у Аристотеля означает не покоящуюся «сущность» (что) вещи, а неотъемлемый способ (как) осуществления вещи в мире. Демонстрируется, что знание об энергии чего-либо возможно только вместе со знанием о характере собственного бытия. На примере деления исторических эпох западной цивилизации автор иллюстрирует взаимосвязь энергии и истолкования характера собственного бытия человека в мире. Понятие «собственное бытие» в ранней философии Мартина Хайдеггера рассматривается как рецепция мысли Аристотеля и как проект философского ответа на основной антропологический вопрос о «собственном», а значит и об энергии человека. Вопрос о «собственном способе бытия» человека в философии «Бытии и времени» ставится на пути к основной задаче обнаружить горизонт для вопрошания о самом бытии. «Собственное бытие» человека Хайдеггер обнаруживает в модусе аутентичного бытия-к-смерти, имеющем черты ужаса и решимости. В результате проведенного анализа этого понятия у раннего Хайдеггера, автор указывает на проблему «безмирности» описанного мыслителем собственного способа бытия-в-мире. Эта проблема становится очевидной при попытке применить понятие энергии к хайдеггеровскому понятию собственного бытия. Делается вывод об ограниченности понятия Хайдеггера «собственное бытие», закономерно возникающее в методе «экзистенциальной аналитики». Кратко рассматривается современная ситуация отказа от поиска «собственного бытия» человека как в западной культуре в целом, так и в западной философии.
Ключевые слова: энергия, Аристотель, «собственное», Хайдеггер, собственное бытие, антропология.
Цитирование. Селезнев И. С. Энергия и проблема «собственного бытия» человека // Logos et Praxis. – 2022. – Т. 21, № 3. – С. 68–74. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.3.7

Лицензия Creative Commons
Произведение «Энергия и проблема «собственного бытия» человека», созданное автором по имени Селезнев И.С., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (7_Seleznev.pdf)7_Seleznev.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1701
222 Скачивания