Углинская Н.А. Концептуальные основания отрицания субстанциального характера кризиса культуры в постмодернистских теориях

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.1.10

Надежда Александровна Углинская
соискатель кафедры философии и теории права, Волгоградский государственный университет
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-5593-0913


Аннотация. В статье рассматриваются концептуальные основания постмодернистских представлений о кризисе культуры. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что отрицание субстанциального характера кризиса культуры в постмодернизме фундировано специфическим пониманием культурных ценностей и социальной реальности. Показано, что для постмодернистской философии характерно понимание культуры в значении «ризомы» – хаотичного неустойчивого переплетения исторически изменчивых ценностей (Ж. Делез, Ф. Гваттари). В такой культуре новым порядком становится хаос («хаосмос», по определению Ж. Делеза), а новой идеологией – постмодернизм, появление которого знаменует ситуацию кризиса больших нарративов и великих проектов. В постмодернистской культуре-ризоме решение о наполнении ценностей содержанием принимает сам человек, что приводит к инструментальному и субъективному наполнению понятия «кризис культуры»: кризисом считается то, что удобно в тот или иной момент. Сравнение классической и постмодернистской трактовок кризиса показало, что их различие связано с неодинаковым пониманием соотносительных категорий норма / отклонение. С позиции классической философии кризис представляет собой отход от нормы. Соответственно, кризис культуры понимается как отступление от нормального (закрепленного в традиции) функционирования культуры. В связи с этим он рассматривается либо в положительном ключе как маркер необходимости эволюционных преобразований, либо как опасность, угрожающая культуре деструктивными последствиями. В постмодернизме снимается дихотомия норма / отклонение. Это приводит к тому, что в методологии постмодернизма различение положительного и отрицательного понимания кризиса становится невозможным. Отказ постмодернистов от признания социальной реальности, обусловленный заменой ее «симулякрами», не имеющими референта в действительности (Ж. Бодрийяр), приводит к тому, что социальная реальность сводится к нарративу о реальности, на формирование которого к тому же влияет столкновение знаний из разных «эпистем» (М. Фуко). По этой причине кризис культуры не может быть признан в качестве реального феномена – элемента социальной реальности – и понимается как дискурсивная реакция на неизбежное отмирание старых ценностей, как не
более чем «пессимистическое впечатление» (Ж. Лиотар), которое складывается из-за того, что старая универсальная система легитимации знания отжила, а новая еще не утвердилась. Таким образом, концептуальными основаниями постмодернистского отрицания субстанциональности кризиса культуры выступают: утверждение ризоматического характера культуры и релятивность ценностей; отказ от признания социальной реальности как самостоятельной формы бытия и замена ее нарративами о реальности.
Ключевые слова: кризис, культура, ценности, кризис культуры, постмодернизм.
Цитирование. Углинская Н. А. Концептуальные основания отрицания субстанционального характера кризиса культуры в постмодернистских теориях // Logos et Praxis. – 2022. – Т. 21, № 1. – С. 97–103. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.1.10

Лицензия Creative Commons
Произведение «Концептуальные основания отрицания субстанциального характера кризиса культуры в постмодернистских теориях», созданное автором по имени Углинская Н.А., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (1_Uglinskaya.pdf)1_Uglinskaya.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1650
109 Скачивания