Игаева К.В. Трансформации гегемонной маскулинности и функции женских образов в западном кинематографе конца XX – начала XXI века
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2020.4.7
Ксения Владимировна Игаева
научный сотрудник, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
ул. Ульянова, 1, 603002 Нижний Новгород, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-8581-0015
Аннотация. Полемика о современных трансформациях общества потребления чаще всего не связана с гендерными исследованиями. При этом распространение массовой культуры в обществе потребления оказало достаточно большое влияние на перераспределение гендерных ролей. В гендерных исследованиях долгое время доминировало изучение женской истории посредством критики гегемонной маскулинности как системы распределения социальных ролей, а экономическое неравенство выступало лишь их производной. При этом начиная с первого десятилетия XXI в. появляется целый ряд исследователей (М. Киммел, С. Бордо, С. Робинсон), стремящихся отойти от устоявшейся традиции. Таким образом, понятие «гегемонной маскулинности» понимается современными исследователями не совсем однозначно. Однако в целом оно достаточно прочно утвердилось в гендерных исследованиях для описания власти белых мужчин среднего класса, их повседневного поведения и нормативных репрезентаций в культуре. Целью данной статьи является обозначение обратной связи – растущего влияния законов потребления, а также сформированной на их основе потребительской культуры на распределение гендерных ролей в популярном западном кинематографе, одновременно являющемся репрезентацией и закрепляющим нормативные модели социального поведения. В современном кино образ мужчины, принадлежащего к гегемонному типу маскулинности, претерпевает ряд стилистических изменений, позволяющих сохранить прежний нормативный идеал. Мужские образы мимикрируют в новом социальном пространстве, сложившемся в постиндустриальной экономике, имитируя изменения доминирующего типа маскулинности, который, впрочем, не теряет своих властных позиций. При этом героине-женщине в популярном кинематографе не удается фундаментально изменить сложившуюся модель нормативности: она примеряет на себя традиционные мужские роли и становится потребителем устоявшихся стереотипов, что не меняет саму систему гегемонии.
Ключевые слова: общество потребления, исследования культуры, маскулинность / феминность, гегемонная маскулинность, кино, гендерные исследования.
Произведение «Трансформации гегемонной маскулинности и функции женских образов в западном кинематографе конца XX – начала XXI века», созданное автором по имени Игаева К.В., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.