Хахалова А.А. Плоть в концепции русской души Н.А. Бердяева

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2020.1.2
Анна Алексеевна Хахалова
кандидат философских наук, старший научный сотрудник междисциплинарного центра исследований европейской мысли, Cоциологический институт РАН – филиал Федерального Научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
ул. 7-я Красноармейская, 25/14, 190005 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-6168-2613


Аннотация. Статья рассматривает отношения между философией Н. Бердяева и общепринятыми установками в рамках психоанализа и экзистенциальной терапии в их связи с мистическим богословием византийского периода. Высказывается идея преемственности данных традиций от интуитивно-символического способа разыскания истины, характерного для мистического богословия. Основной акцент делается на телесном измерении опыта, который фундирует апофатический способ познания. Используется герменевтика методологических принципов в философии Бердяева и психоанализе с элементами историко-философской реконструкции вопроса о способах досимволического способа познания. Наряду с психоанализом З. Фрейда русская традиция начала ХХ в. участвует в онтологическом повороте, вследствие которого понятие телесности и плоти оказывается одним из ключевых в понимании природы субъекта и его опыта познания. В первой части статьи задается понимание апофасиса в традиции византийского мистического богословия, представленного в работах Дионисия Ареопагита. Затем проводится параллель с тем, как понимает мистиков Н. Бердяев, указывая на то, что символическое знание укоренено в плотском (телесном) измерении опыта. Последнее означает, что знание, записанное в словах, представляет для мистика форму личного опыта. Во второй части статьи идея плоти разворачивается в проблему любви и переноса. Делается вывод о том, что личностное измерение анализа, в котором другой занимает место возлюбленного, синонимично представлено в мистической традиции и религиозном персонализме, где место другого занимает Бог. Кроме того, в статье резюмируется христианское, православное представление о личности, которое подразумевает транссубъективный опыт общения. Статья задает оригинальное рассмотрение русской философской традиции с точки зрения психоанализа и мистической традиции прошлого.
Ключевые слова: плоть, телесность, бессознательное, апофасис, символ, мистика.

Лицензия Creative Commons
Произведение «Плоть в концепции русской души Н.А. Бердяева», созданное автором по имени Хахалова А.А., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (2_Hahalova.pdf)2_Hahalova.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1411
327 Скачивания