Бурмистров С.Л. Пять стадий религиозной практикив философии ранней йогачары
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2020.1.1
Сергей Леонидович Бурмистров
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник сектора Южной Азии отдела Центральной и Южной Азии, Институт восточных рукописей РАН
Дворцовая наб., 18, 191186 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0002-5455-9788
Аннотация. Поднимаясь по ступеням религиозной практики, согласно учению буддизма махаяны, адепт в результате обретает просветление и покидает колесо перерождений. Первая стадия практики, описанная в «Компендиуме Абхидхармы» (Abhidharma-samuccaya) Асанги (IV в.) – это стадия накопления, на которой адепт следует правилам монашеской дисциплины, совершенствуясь в нравственности. Задача его на этом этапе – сделать добродетельное поведение естественным для себя, чтобы оно не требовало от него никаких специальных усилий. Вторая стадия – подготовительная, и на ней адепт, опираясь на нравственные достижения, приступает к медитативной практике, начиная постепенно искоренять аффекты, препятствующие просветлению. На третьей стадии – стадии видения – он обретает интуитивное постижение четырех Благородных истин. На четвертой стадии – пути культивирования – он окончательно искореняет аффекты, еще остающиеся в сознании после третьего этапа. Последняя, завершающая стадия приводит его к окончательному просветлению и нирване. Парадокс махаянской религиозной идеологии, однако, состоит в том, что тот, кто погрузился в нирвану, уже не имеет возможности спасать живые существа из сансары, религиозным же идеалом махаяны является бодхисаттва – человек, добровольно отказавшийся от нирваны ради спасения других. В связи с этим тот, кто стремится к реализации религиозного идеала махаяны, не может пройти вышеописанный путь до конца и должен остановиться «на пороге нирваны», сохраняя в своем сознании некоторый минимум неблагих дхарм. Для разрешения этого парадокса в религиозную доктрину махаяны было введено понятие «неокончательной нирваны» (aprati ita-nirvā a) – состояния просветления, не исключающего при этом пребывание в сансаре и позволяющего бодхисаттве проповедовать Дхарму и вести живые существа к освобождению из колеса перерождений.
Ключевые слова: индийская философия, буддизм, йогачара, медитация, религиозные практики.
Произведение «Пять стадий религиозной практикив философии ранней йогачары», созданное автором по имени Бурмистров С.Л., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.