Нижников С.А., Ле Тхи Хонг Фыонг. Особенности концепции освобождения во вьетнамском буддизме

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2019.1.2

Сергей Анатольевич Нижников

доктор философских наук, профессор кафедры истории философии, Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 10/2, 117198 г. Москва, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0002-3456-2445

Ле Тхи Хонг Фыонг

магистрант кафедры истории философии, Российский университет дружбы народов

ул. Миклухо-Маклая, 10/2, 117198 г. Москва, Российская Федерация

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://orcid.org/0000-0001-6334-4132


Аннотация. Одним из важнейших понятий буддизма является идея освобождения, на основе которой строилась буддийская этическая мысль. Концепцию освобождения вьетнамские монахи определяют в своих произведениях и стремятся реализовать на практике в течение длительного исторического времени. Наравне с «Благородным восьмеричным путем» буддизма Махаяны, взятым в качестве основы, уникальной особенностью концепции освобождения во вьетнамском буддизме является то, что на нее одновременно влияют китайский буддизм, идеи конфуцианства и даосизма. В данной статье эта концепция анализируется во вьетнамском буддизме сквозь три основные идеи: освобождение как откровение Будды в самосознании; освобождение как саморефлексия; освобождение, требующее позитивного воплощения в жизни. Особенность концепции освобождения вьетнамского буддизма – дух «безразличия» (отсутствие страха перед сансарой), безусловности (независимость от писаний, догм, слов), воплощения (гармония с жизнью, освобождение народа от страданий, вызванных войной и стихийными бедствиями), «поворот внутрь» (обращенность к сердцу в поисках освобождения) и «направление вовне» (освобождение народа, страны). Вьетнамский дзен-буддизм утверждает, что путь освобождения – это опыт принятия каждым человеком абсолютной истины в своем самосознании. Целью освобождения является нирвана, превосходящая все дуалистические противоречия. Освобождение – это возвращение к Будде в своем сердце. Обращая внимание на социальное происхождение страдания, сердце монаха по-настоящему освобождается только тогда, когда народ и страна больше не страдают, не бедствуют. Уникальные особенности вьетнамского буддизма во многом определяются синтезированием ценности трех религий: мысль об отречении – из даосизма, духовная практика – из буддизма Махаяны, дух воплощения через социально-политическую деятельность – из конфуцианства. При этом за дзен-буддизмом Махаяны сохраняется образующая роль.

Ключевые слова: освобождение, просветление, буддизм во Вьетнаме, дзен-буддизм, самосознание, буддийское монашество.

Лицензия Creative Commons
Произведение «Особенности концепции освобождения во вьетнамском буддизме» созданное автором по имени Нижников С.А., Ле Тхи Хонг Фыонг, публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (2_Nizhnikov, Hong.pdf)2_Nizhnikov, Hong.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1294
453 Скачивания