Пигалев А.И. Василий Кандинский и Арнольд Шёнберг: предвосхищение постмодерна в искусстве
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2018.2.3
доктор философских наук, профессор кафедры философии, Волгоградский государственный университет
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Целью статьи является сравнительный анализ принципов абстрактной живописи и атональной музыки в качестве предвосхищения постмодерна в искусстве, которое понимается как закономерная реакция на глубокий кризис модерна. Указывается, что поразительное сходство идей Василия Кандинского и Арнольда Шёнберга было вызвано структурными изменениями европейской метафизики субъективности, причиной которых стал приближающийся постмодерн. Переход от модерна к постмодерну рассматривается как разрушение всех центрированных и замкнутых целостностей, которые следовали образцу метафизики, а затем испытывали потребность в создании новых типов упорядочения. Подчеркивается, что атональная музыка основана на допущении отсутствия тоники и равенства двенадцати тонов хроматической гаммы, которые организованы в серии. В результате ее структура воспроизводит исход разрушения метафизики на другом уровне культуры и посредством несходных символов. Отказ от норм линейной перспективы в качестве основания репрезентационизма в живописи и последующее отрицание принципов сочетаемости и порядка цветов в концепции абстрактного искусства Кандинского означает разрушение той же глубинной структуры. Это разрушение коснулось в первую очередь положения самоутверждающегося субъекта в качестве вершины метафизики модерна, а также вызвало сбой механизмов, порождающих и поддерживающих уверенность модерна в своей универсальности и вечности, которые, как казалось, следуют из его единственных в своем роде метафизических оснований.
Ключевые слова: Василий Кандинский, Арнольд Шёнберг, постмодерн, метафизика, тональность, атональность