Шульга Е.Н. Экофилософия и символический мир природы: проблема интерпретации
DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2018.1.3
Елена Николаевна Шульга
доктор философских наук, ведущий научный сотрудник,
Институт философии РАН,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ул. Гончарная, 12, 119019 г. Москва, Российская Федерация
Abstract. Необходимость расширить круг вопросов, традиционных для философии природы, привела к возникновению экофилософии – философской дисциплины, ориентированной на познание различных аспектов проявления жизни на основе синтеза знаний о человеке, природной среде и сущности живого. Отказавшись от основополагающей позиции философии природы – антропоцентризма, экофилософия заменила его вначале принципом биоцентризма, когда безусловной ценностью обладают все живые существа, а затем и принципом экоцентризма, согласно которому признание суверенности естественного мира требует, чтобы мы отказались от любого стремления владычествовать над ним. При этом экофилософия, опираясь на методы герменевтики, осуществляет поиск ответа на вопрос о том, как экологически «устроен» символический мир природы и как он интерпретируется. Герменевтика символического мира природы становится в «биогерменевтикой», поскольку речь идет не об истолковании текстов, созданных человеком, но природных текстов. Правила истолкования здесь фиксируются посредством запретов и предписаний, их действенность и эффективность проверяется на практике и впоследствии закрепляется в экологической традиции конкретного народа. Реконструируя смысл природных текстов на основе герменевтического подхода, мы познаем не только специфику образного мышления и символического языка народа, но и восприятие символического мира природы в человеческой культуре. Наличие элементов архаики в экологическом мышлении современного человека подтверждает преемственность знания и традиции, стремление человека фиксировать и передавать полученные сведения обыденной жизни, сохраняя их как творческие образцы восприятия единства человека и природы. Им придается значение не только сугубо прагматическое, полезное для выживания в конкретных природных условиях, но и общечеловеческое и философское значение. В статье на материале фольклора народов России показано, как сохраняется преемственность знаний внутри миропонимания и как первоначальный архаический символический мир образов природы приобретает ценностное значение и философский статус.
Key words: экофилософия, герменевтика, культура, предписания, верования, запреты, смыслы, интерпретация.
Ecophilosophy and Symbolical World of Nature: an Issue of Interpretation by Shulga E.N. is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.