Балабанова М.А. Модификация головы как невербальный код коммуникации в традиционных культурах народов мира
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.4.23
Доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой археологии, зарубежной истории и туризма,
Волгоградский государственный университет
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье приводится обзор источников, содержащих информацию о практике обычая искусственной деформации головы у различных народов мира, а также анализируются работы по археологии, этнографии и антропологии, изучающие эту проблему. Анализ письменных, этнографических и археологических источников позволяет говорить о том, что древние и современные народы с традиционной культурой рассматривают искусственно измененную форму головы как код невербальной коммуникации. Дифференциация внутри единого общества и отдельных этносов по форме головы, видимо, играла ключевую роль у коренных народов Америки (инки, майя, салиши, чинук, чокто и др.), у древних и раннесредневековых жителей юга Восточной Европы, Передней и Средней Азии, Южной Сибири, Африки, Австралии и Океании. Измененная форма черепа (головы), с одной стороны, была эстетически более приятной и модной, с другой – демонстрировала, что его обладатель занимает в социальной стратификации высшие ступени, а с третьей – отличала своих от чужих. Обычай как модное веяние мог распространяться среди народов, не практиковавших его, через брачные контакты. Женщина-носительница данного культурного признака, вышедшая замуж за мужчину из группы, в которой не практиковался данный обычай, в процессе ухода за своим ребенком могла конструировать его голову по тому же типу, что и у нее. Народы, которые практиковали обычай искусственной деформации черепа, считали его кодом, который легко распознавался при встрече с его носителем, так как имел отношение к внешности человека. Опираясь на мотивацию, которой руководствовались представители различных народностей при введении обычая деформировать голову, можно выделить следующие основные функции данной соматической модификации: – маркирующая (обозначение возраста, гендера, социальной или этнической принадлежности носителя); – ритуально-социализирующая; – эстетическая; – апотрическая (функция оберега). Ключевые слова: обычай искусственной деформации головы, античные авторы, сарматы, инки, деформирующая конструкция, функции соматических модификаций, невербальная коммуникация, код.
Произведение «Модификация головы как невербальный код коммуникации в традиционных культурах народов мира», созданное автором по имени Балабанова М.А., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.