Бузский М.П. Философские основания конструирования образности в искусстве модерна
DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu7.2016.3.1
Доктор философских наук, профессор кафедры философии,
Волгоградский государственный университет
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Основная проблема, обсуждаемая в статье – наличие в современном обществе исходного (данного) предметного уровня, который существует до процесса дальнейшей переработки и выступает направлением и определенной границей форсирования визуальной среды в современном обществе. Полемизируя против принятого в философии постмодерна тезиса об отсутствии «оригинала» для современных знаковых копий, а значит, отсутствия изначальной предметности, автор опирается на классическое соотношение субъект – объект, которое сохраняется в любых направлениях философии ХХ в., кроме философии постмодерна. Изменение восприятия предметности автор связывает с изменением типа рациональности – ее переходом от классической к постнеклассической, четко зафиксированным в философии науки. Анализируются направления стиля модерн в живописи начала ХХ в. в России, которые рассматриваются как особый опыт освоения нового типа предметности – переходу к ее обобщенным качествам (свет, цвет, форма, время и др.). Они выступают предметно заданной «программой» развертывания конкретных образов в живописи. Предметность искусства модерна выходит на уровень программ, элементами которых являются не вещи сами по себе, а компоненты «сборки» вещей: цвет, геометрические формы, пространства порождения, многомерность проекций какого-либо «среза» реальности, включая человека и др. Искусство модерна осваивает предметность на уровне становления процессов или ставших предельными форм, в которые могут быть «вписаны» конкретные предметы. Делается вывод о том, что в дальнейшем опыт этой предметности остался не освоенным и впоследствии утерянным, свидетельствуя о «незавершенности» эпохи модерна и частичности освоения реальности в современном информационном обществе.
Ключевые слова: модерн, визуализация, интенциональность, социальная форма предмета, импрессионизм, кубизм, абстракционизм, экспрессионизм.
Произведение «Философские основания конструирования образности в искусстве модерна», созданное автором по имени Бузский М.П., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.