Карчагин Е.В. Проблема справедливости в антиеретическом дискурсе св. Ипполита Римского

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.4.2

Евгений Владимирович Карчагин
доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, социологии и психологии, Волгоградский государственный технический университет
ул. Академическая, 1, 400074 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0001-7398-9292


Аннотация. В статье осмысляется один из ключевых эпизодов семантической трансформации морально-политической категории справедливости, ее судьбы в эпоху христианизации философии. В статье анализируется грекоязычный полемический трактат III в., известный под названием «Философуммена» (более точное название – «Философские мнения, или Обличение на все ереси»), атрибутированный Ипполиту Римскому, яркому представителю доникейской патристики. Показано, что в данном трактате справедливость фигурирует как значимое понятие, используемое в целом ряде контекстов. Прежде всего автор трактата вооружен справедливостью для суда над еретиками, критикует собственные претензии на праведность (справедливость) со стороны еретиков. Он утверждает, что все ереси суть прямое логическое следствие греческих философских учений и по этой причине справедливость занимает существенное место в пересказе и цитатах классических древнегреческих мыслителей. Одновременно справедливость есть важная составная часть разнообразных еретических космологий, теологий и систем общественного устройства. Помимо этого, справедливость фигурирует как теологическая атрибутивная категория: в еретических учениях Христос именуется как справедливейший человек, а свойством справедливости наделяется только один из нескольких богов плюралистической гностической теологии. В свою очередь сам Ипполит задействует категорию справедливости в нарративе «божественного домостроительства», где она связана с появлением «закона и пророков» и вочеловечившегося мессии. Тем самым антиеретический дискурс Ипполита отображает противоречивый образ позднеантичной философии и начальной истории христианства и показывает справедливость как термин, актуальный как для античной философской традиции позднеримского периода, так и для появившихся «еретической» и «ортодоксальной» христианской религиозных традиций.
Ключевые слова: справедливость, Ипполит Римский, ереси, антиеретические трактаты, раннее христианство.

Цитирование. Карчагин Е. В. Проблема справедливости в антиеретическом дискурсе св. Ипполита Римского // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 4. – С. 17–27. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.4.2

Проблема справедливости в антиеретическом дискурсе св. Ипполита Римского by Карчагин Е.В. is licensed under Attribution 4.0 International

Вложения:
Скачать этот файл (1_Karchagin.pmd.pdf)1_Karchagin.pmd.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1821
34 Скачивания