Еретин А.В., Кузнецова М.А. Циклическое развитие проектно-технологической культуры: проблемы методологии

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.2.4

Александр Владимирович Еретин
кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, Самарский государственный институт культуры
ул. Шостаковича, 2, 443010 г. Самара, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-2275-9520

Майя Анатольевна Кузнецова
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, истории и права, Волгоградский государственный аграрный университет
просп. Университетский, 26, 400002 г. Волгоград, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-2626-6993


Аннотация. В статье анализируются подходы к пониманию сущности технологической культуры и закономерностей ее развития с методологических позиций проектной культуры и теории самоорганизации. Феномен технологической культуры исследуется в единстве концептуального, праксеологического и организационного аспектов. Процесс становления и развития технологической культуры имеет циклический характер. Цикличность проявляется в периодической повторяемости стадий культурного воспроизводства и культурной изменчивости. В работе дается описание трехфазной структуры культурного цикла с учетом процессов самоорганизации на каждой формообразующей стадии. На первой формообразующей стадии специфика действия механизма самоорганизации сводится к образованию жестких связей (структуры), измеряющих и скрепляющих полезные для культурной формации образы, знаки и предметы. На втором этапе создается фундаментальное средство существования развивающегося объекта в целом. Как правило, это фундаментальный принцип, который задает когерентность, синхронизацию процессов в социокультурной системе. На третьем этапе процессы самоорганизации обеспечивают средствами существования составляющие части объекта, благодаря чему происходит достижение морфологической и аксиологической целостности и уникальности объекта, система вступает в симбиотические отношения с объектами другого вида, завершает развитие и подготавливает переход к новому трехчастному циклу формообразования. В статье рассматривается первый исторический цикл становления и развития технологической культуры: «Эллинизм – Древний Рим – Византия». Каждая фаза культурного цикла характеризуется своеобразием предметных, целевых и организационных факторов. Предпринятое исследование в перспективе позволит выявить особенности технологической культуры на ее современном «цифровом» этапе, исходя из логики циклических закономерностей, разработанных в рамках предложенной методологии.
Ключевые слова: философия культуры, проектная культура, технологическая культура, социокультурная динамика, культурная формация, цикличность, самоорганизация.

Цитирование. Еретин А. В., Кузнецова М. А. Циклическое развитие проектно-технологической культуры: проблемы методологии // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 2. – С. 31–38. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.2.4

Лицензия Creative Commons
Произведение «Циклическое развитие проектно-технологической культуры: проблемы методологии», созданное авторами по имени Еретин А.В., Кузнецова М.А., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (4_Eretin, Kuznetsova.pdf)4_Eretin, Kuznetsova.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1780
66 Скачивания