Дорофеев Д.Ю. Русские странники. Многообразие религиозных образов русского странничества XIX века

DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.4.1

Даниил Юрьевич Дорофеев
доктор философских наук, заведующий кафедрой философии, Санкт-Петербургский горный университет
ул. 21-я линия В.О., 2, 199106 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
https://orcid.org/0000-0003-1583-4545


Аннотация. Статья посвящена исследованию многообразных проявлений феномена религиозного странничества в русской культуре XIX в., с изучением их внешнего эстетического образа, образа жизни, православных оснований и принципов, характерного языка, способов организации и институализации. Автор рассматривает понятие «странник» как один из основополагающих концептов в мировой и особенно русской культуре, подчеркивая его полисемантичность и неоднородность, а также указывает на его особую ценность как зримого воплощения православного понимания Бога, человека и мира, пронизанного духом исихазма. При этом автор ограничивается рассмотрением в своей статье преимущественно народных религиозных форм русского странничества, которые получили широкое развитие и распространение в XIX веке. Центральное место в исследовании посвящено рассмотрению богатейшего материала книги «Бродячая Русь Христа ради» исследователя народной религиозной жизни второй половины XIX в. С.В. Максимова, в которой собраны и сохранены для нас особенности жизни, образа, языка самых многообразных форм русского религиозного странничества. В статье показано странничество как своеобразное мирское послушание, самоотречение и смирение, связанное с испытанием дорогами и возможным преображением на них. Подробно разбираются основные виды странничества, их особенности: от религиозно мотивированного до бродяжнического, паразитирующего на благочестивом отношении к паломникам. С одной стороны, в статье демонстрируется связь между феноменом русского православного странничества и феноменом религиозного паломничества как такового, но, с другой стороны, уточнена специфика странничества, его отличия от аналогичных форм религиозного благочестия. Автор обращается к сочинению «Откровенные рассказы странника духовному отцу своему», чтобы показать влияние исихазма на формирование представления о странничестве в его самой высшей и совершенной религиозной форме, как основополагающей православной ценности, достойной быть представленной и признанной как отдельная форма святости. Статья содержит многочисленные примеры странничества, индивидуальные характеристики наиболее известных представителей этого движения.
Ключевые слова: русский странник, православие, исихазм, русская живопись XIX века, Достоевский, образ, народная религиозность.
Цитирование. Дорофеев Д. Ю. Русские странники. Многообразие религиозных образов русского странничества XIX века // Logos et Praxis. – 2022. – Т. 21, № 4. – С. 5–19. – DOI: https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2022.4.1

Лицензия Creative Commons
Произведение «Русские странники. Многообразие религиозных образов русского странничества XIX века», созданное автором по имени Дорофеев Д.Ю., публикуется на условиях лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Вложения:
Скачать этот файл (1_Dorofeev.pmd.pdf)1_Dorofeev.pmd.pdf
URL: http://psst.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/1732
94 Скачивания